• Комната Кефир
    Комната Кефир
  • Комната Компот
    Комната Компот
  • Комната Курага
    Комната Курага


Книги

Рецензии на книги для музыкантов, звукорежиссеров и техников. 

Are We Still Rolling?

brownPhill Brown /Филл Браун/

Are we still rolling?

Tape Op, 2011

368 страниц

Филл Браун - британский звукорежиссер, начал свою карьеру в 1967 году и за половину века успел поработать со многими известными иполнетелями от идолов рока до современных электро/поп артистов. Его книга - автобиографические воспоминания, плотно связанные со студийной работой. Его работа имеет особую ценность, так как позволяет нам узнать, как строился процесс звукозаписи в 60х, 70х, 80х, 90х, 2000х годах. Как менялся артист, как менялась техника и технология записи, как мутировал музыкальный бизнес, как изменилась жизнь вокруг музыки. В воспоминаниях Брауна кроются ответы и на многие вопросы, актуальные для современного звукорежиссера - поиск баланса между желаниями артиста и диктантом композиции, звук инструментов, как его слышит артист и как звукореж, где проходит грань баланса между лучшем дублем и бесцельно потраченным временем. Почему именно эта модель микрофона/преда/пульта/компрессора переходит из десятилетия в десятилетие и ничего лучше неё нет.
В книге содержится множество откровений частного характера, они необходимы для понимания того, как была построена работа студии тогда, и чего стоили музыкантам и инженерам хиты того времени.
Эта книга - действительно бесценный источник прикладного знания. В ней нет ни одного рецепта, как сделать плотный бас или пробивные барабаны, зато она даёт возможность понять, почему именно так развивается технология, почему все стремятся вернуться назад на 20,30,40 лет. Эту книгу стоит рассматривать как философскую работу, подготовленному читателю она доставит особое удовольствие.

Behind the Glass

glassHoward Massey /Ховард Месси/

Behind the Glass /За Стеклом/

Backbeat Books, 2000

224 страницы

За Стеклом - книга о непростой работе человека, сопрягающего искусство и эго исполнителя с техникой, в погоне за наилучшей реализацией творческого замысла. Книга по сути собрана из отдельных интервью с множеством больших имён в мире звукозаписи. Все интервью (главы) построены по схожей схеме и позволяют сравнивать мнения героев между собой. В книге читатель найдёт все: и описания конкретных рецептов, и приемы работы с музыкантами, и забавные байки, и даже страхи и сомнения, охватывающие мэтров во время работы.
Книга рассчитана на подготовленного читателя и будет полезна как звукорежиссерам, так и артистам. Последним она поможет лучше понимать действия первых во время работы в студии.

Sound Studio Construction on a Budget

everest2F. Alton Everest /Ф. Альтон Эверест/

Sound Studio Construction on a Budget

McGraw-Hill, 1996

298 страниц

Заголовок этой книги можно было бы перевести как "Строим студию недорого". Заголовок более, чем заманчивый: строительство студии, ясен пень, дело не из дешевых, а название обещает экономию. На практике экономия заключается в том, что книга предлагает 8 готовых проектов различных студий, а также содержит несколько общих глав по основам архитектурной акустики и устройству студии, тем самым пытаясь заменить дорогостоящую работу архитектора. Предполагается, что читатель сможет выбрать подходящий проект из предложенных, немного адаптировать его, пользуясь общими главами, и построить студию самостоятельно.
Эта попытка обречена на провал, так как все проекты предложены исходя из неких идеальных условий, а, как нам всем известно, такое бывает только в сказках. На практике читатель скорее всего столкнётся с вопросами, на которые книга не даёт однозначных ответов, и постепенно выяснится, что либо "дёшево" уже не получается, либо результат далёк от желаемого, и работать в такой студии будет затруднительно.
Тем не менее, книга будет полезна тем, кому нужно проконтролировать ход строительства студии, выполняемый сторонними специалистами. Тем, кто имеет опыт в проектировании студий, но ищет дополнительный источник знаний и мнений. Тем, кто просто хочет улучшить условия прослушивания музыки, не замахиваясь на коммерческий результат.

Живой Звук

livesoundБьюик Питер

Живой Звук: РА для концертирующих музыкантов

Издательство Шоу-Мастер

Москва, 1998

Книга переведена и издана на русском языке в далеком 1998 году издательством Шоу-Мастер. Работа Бьюика, концертного звукорежиссера, посвящена базовым аспектам звукоусиления для живых выступлений. Не очень актуальный для опытного читателя текст, однако, принесет огромную пользу новичку. Книга проливает свет на общее устройство систем звукоусиления, рассказывает о важных элементах любого звукового тракта, не обходит стороной технические приемы и творческие уловки в работе концертного звукача. Содержит немало подсказок и советов для быстрого решения основных проблем и задач, встречающихся на живых площадках.
Эта книга была моим первым печатным пособием по звуку, в 1998 это вообще было чуть ли не первое официальное издание на русском иностранной книги о профессиональном аудио! Книга помогла мне систематизировать базовые знания о технике, приоткрыла некоторые "секреты" работы со звуком, помогла собрать и эксплуатировать мои первые звуковые системы, за что я очень ей благодарен.

Макро сведение

clarkeAmos Clarke /Амос Кларк/

Macro-Mixing /Макро сведение/

CreateSpace, 2014

114 страниц

Как и все начинающие микс инженеры, в начале своей карьеры Амос Кларк столкнулся с дилеммой - чем больше времени он тратил на микс, тем хуже был результат. Со временем автор открыл для себя технику макро-сведения, которая предписывает инженеру двигаться от общего к частному, от баланса между большими группами инструментов к редактированию деталей. Такой подход помогает получить практически готовый микс буквально за несколько часов, заниматься именно сведением, а не ухудшением ранее записанного материала.
Книга не большая и написана как инструкция, можно положить её рядом с собой во время сведения и, по мере продвижения работы над треком, открывать нужную главу.
Книга будет полезна абсолютно любому, кто самостоятельно занимается сведением музыки.

Мастеринг Аудио: Искусство и Наука

katzBob Katz /Боб Катц/

Mastering Audio: The Art and The Science /Мастеринг Аудио: Искусство и Наука

Focal Press, 2014

406 страниц


Книга Боба Катца поистине уникальна. В первую очередь, это первое издание, целиком просвещённое весьма таинственному и важному процессу - мастеренгу фонограммы. Во-вторых, она написана очень дружелюбным и понятным простому человеку языком, даже в тех местах, где Боб рассказывает про логарифмы и децибелы. В-третьих, автору удалось раскрыть тему обработки сигнала настолько подробно, что по прочтении этих глав наступает полное переосмысление всего, что делал раньше.
Нельзя утверждать, что после прочтения этой книги, даже столь хорошо написанной, любой сможет стать мастеринг-инженером. Но каждый внимательный читатель, без сомнений, узнает для себя много нового и полезного про звук и будет использовать эти знания каждый день, даже лёжа на диване перед телевизором.

Современные техники звукозаписи

modern recДэвид Майлз Хуберт

Modern Recording Techniques /Современные техники звукозаписи/

Focal Press, 2013

664 страницы

Это не совсем книга, это скорее руководство к действию, рассчитанное на людей, имеющих косвенное отношение к звукозаписи, но, в силу своей профессии, обязанных разбираться в процессе производства фонограммы. Книга последовательно, глава за главой, разбирает, как человек слышит, чем отличается аналог от цифры, а транзистор от лампы. Какие бывают микрофоны, и как их применяют. Пробегает по типам пультов, рекордеров, динамической, частотной, временной и пространственной обработкам. Все достаточно подробно, много иллюстраций, схем, но в то же время и поверхностно. Эта книга действительна удобна для того, кто впервые оказался в студии, и ему срочно нужно понять "зачем все это?". Она так же поможет разложить все по полочкам в молодой ветреной голове, но на большее рассчитывать не стоит.

Справочник по Архитектурной Акустике

everest1F. Alton Everest /Ф. Альтон Эверест/

Master hand book of acoustics /Справичник по Архитектурной Акустике/

Mc-Graw Hill, 2001

615 страниц

В отличие от сборника типовых решений под названием Sound studio construction on a budget, эта книга - настоящий учебник по архитектурной акустике. Она целиком посвящена изучению предмета и не предлагает никаких быстрых решений. Косвенно на серьезность книги намекает её объём - более трёхсот страниц, вдвое больше, чем у Sound studio construction on a budget .
Книга будет хорошим подспорьем тем, кто в серьез решил посвятить себя вопросам архитектурной акустики.

Личный кабинет

BAZZA social

VK
FB